читать дальшеРадио стало едва ли не основным общенациональным медиапространством, потеснив в этом качестве телевидение и прессу. Полстраны просыпается и засыпает под звуки радио. Радиожурналист – это одновременно и публичная персона, и своеобразный виртуальный компаньон или даже член семьи, сопровождающий нас в самые интимные моменты жизни. В любую погоду его задача – создавать хорошее настроение у своей аудитории: то заваленной работой, то скучающей в пробке, то пребывающей в утренней полудреме. А что журналист получает взамен? Как выясняется, сущую безделицу. Практически во всех областях радиожурналистики сотрудник, обладающий достаточным профессионализмом, может быть оценен в $1000 и выше. Однако для того чтобы обеспечить себе высокий уровень дохода, специалистам часто приходится прибегать к уловкам и использовать обходные пути. О профессиональных хитростях карьеры в радиожурналистике и пойдет речь в этой статье.
Журналисты приходят на радио разными путями. Одних привлекает оперативность при подаче информации. Другим льстит сам факт того, что их голос и имя будет звучать на всю страну. Третьи ощущают свое актерское призвание, но по разным причинам не хотят осваивать телевизионное пространство. Какие возможности для реализации своих талантов и амбиций есть у радиожурналиста? Основных вариантов два: развлекать публику посредством попурри из официальных новостей и светской хроники (этот жанр востребован на музыкальных радиостанциях) или предоставлять компетентный обзор последних событий политической, экономической и общественной жизни (такие специалисты нужны новостным радиостанциям). В первом случае вы звезда шоу-бизнеса, во втором – респектабельный обозреватель, уважаемый в деловых кругах. В чем же заключается профессионализм специалистов двух основных сфер радиожурналистики – сотрудников музыкальных и информационных радиостанций?
Что входит в прямые обязанности журналиста на радио, и как эта работа оплачивается
Музыкальные радиостанции, как правило, отводят информации второстепенную роль. Короткий выпуск новостей здесь включает несколько блоков. Первой новостью является какое-нибудь громкое событие – тема дня. Чтобы определиться с темой, журналист должен вовремя узнать о том, что станет или уже стало главным сюжетом информационных сообщений всех ведущих СМИ. Затем следуют новости общего характера, включая явления политической жизни страны и мира. Значительная (а порой и основная) часть выпуска посвящена новостям информационно-познавательного характера: концертам, выставкам, событиям в сфере медиабизнеса (выход нового альбома, фильма и т. п.). В задачи информационной службы радиостанции входит сбор, редактирование и представление в эфире известий, причем ведущий новостей обычно сам исполняет все эти три функции. Кроме того, репортеры готовят информационные сюжеты, которые часто используются в развлекательных передачах.
Здесь радиожурналист предстает в амплуа специалиста-всезнайки. От него требуется выступить коротко, информативно и занимательно. Он должен увлечь аудиторию, блеснув компетентностью и остроумием, причем по содержанию событие может быть объективно неважным, но крайне интересным для целевой аудитории. Практически ежедневно выкладываясь подобным образом, профессионал не остается незамеченным слушателями. Следовательно, его начинает ценить начальство, карьера идет в гору. Но что при этом происходит с оплатой труда журналиста? Ведь его работа, по большому счету, – лишь дань необходимости просвещения слушателей, в то время как станция привлекает и расширяет аудиторию благодаря усилиям других людей.
Журналист, голос которого звучит в эфире музыкальной радиостанции, может рассчитывать на заработную плату от $500 до $2000 в зависимости от выслуги лет, профессионализма и отношений с начальством. Ставка определяется строго индивидуально, а заведует этим, как правило, программный директор радиостанции. Лучшие условия оплаты труда предоставляются специально приглашенным звездам, сделавшим за несколько лет успешную карьеру в других СМИ (при этом зачастую учитывается деятельность и на радио, и на телевидении).
Достаточно высокий уровень заработной платы предлагает журналистам «Русская Служба Новостей» («Русское Радио», «Русское Радио-2», «Радио Монте-Карло»). «Русская Медиагруппа» больше, нежели другие владельцы музыкальных радиостанций, ценит информацию в эфире: за подготовку и представление новостей на «Русском Радио», выходящих каждые полчаса, отвечает более десяти сотрудников. Здесь продолжительность рабочего дня и особенности становления карьеры зависят прежде всего от опыта и мастерства. Ставка журналиста, читающего новости в эфире радиостанции, составляет $1000 и выше при максимальной 8-часовой продолжительности рабочего дня.
Итак, вы настоящий шоумен, обладающий даром преподносить публике любые события из разных сфер жизни в самой привлекательной «упаковке». Слушатели знают ваш голос и ваше имя. Начальство довольно вашей работой, однако оценивает оно не вашу популярность, а ее значение для повышения престижа радиостанции. И, увы, ситуация такова, что $1000 принято считать хорошим уровнем заработной платы даже для суперпрофессионала.
На новостных радиостанциях дела обстоят несколько иным образом. Так, на «Эхе Москвы» ведущие информационных программ могут рассчитывать на заработную плату, превышающую – и подчас значительно – $1000 в месяц. Это объясняется тем, что на станциях подобного формата журналисту в перспективе доступна любая должность, в то время как ведущему новостных блоков на музыкальных радиостанциях не приходится рассчитывать на занятие руководящих должностей. Но здесь политический или экономический обозреватель сталкивается с другой проблемой. Карьерное продвижение и рост заработной платы в рамках информационной службы во многом зависит не от объективных критериев, а от оценки профессиональных возможностей специалиста главным редактором станции. Причем размер компенсации даже у узнаваемого и популярного «голоса» радиостанции может довольно долго оставаться на одном и том же уровне, уже давно не соответствующем его квалификации.
Дополнительные возможности профессии, или Как обеспечить себе достойный доход
Вы преуспевающий журналист одной из самых рейтинговых радиостанций Москвы. На вашем счету несколько лет прямого эфира, горячих новостей, интересных сообщений и хорошего настроения публики. Но вы работаете на музыкальной радиоволне. Или другая ситуация: вы отличный аналитик и профессионал в области подачи деловой информации, но вам не удалось снискать благосклонность руководства. Одним словом, в обоих случаях ваш доход никак не перескочит планку в $1000. Что делать?
Если уровень заработной платы не соответствует профессиональным амбициям, то можно действовать разными способами, например воспользоваться своей работой на радио для получения дополнительного заработка. Причем в этом случае будет иметь значение даже не столько профессиональное мастерство, сколько узнаваемость.
В подавляющем большинстве случаев журналисты достаточно высокого уровня могут рассчитывать на известность своей персоны в кругах, близких к медиабизнесу. Такая популярность достигается во многом благодаря удачному стечению обстоятельств, на которые, впрочем, всегда можно повлиять. Так, периодически появляясь на вечеринках, посвященных знаменательным событиям в жизни того или иного СМИ, на презентациях продуктов медиабизнеса (от открытия телеканалов до представления новых видеоклипов), журналист «обрастает» полезными знакомствами, которые вместе с опытом работы в эфире способны в будущем обеспечить ему дополнительный доход, часто превышающий его оклад на радиостанции.
С этого момента начинается неофициальный труд журналиста-профессионала, где от него потребуется широта воображения, известная доля смелости, но, прежде всего, умение пользоваться своим наработанным имиджем. Некоторые из них налаживают контакт с организаторами вечеринок (например, «Развлекаем.ру», «Антонина-шоу» и др.). За проведение одного корпоративного вечера ведущий может заработать от $500 до $1500. Такой способ увеличения своего дохода, к которому прибегают довольно часто, как правило, доступен лишь людям, лично знакомым с организаторами праздников.
Кроме того, сотрудник службы новостей радиостанции, рабочий день которого ограничен 4 – 5 часами, может увеличит свой доход сотрудничеством с другой радиостанцией. Для этого необходимо получить согласие своего руководства, причем, даже при наличии такого разрешения, журналист получает право работать лишь на станции, вещающей в другом частотном диапазоне. Поэтому сотрудники FM-станций официально могут рассчитывать лишь на дополнительный заработок на волнах СВ-диапазона и наоборот. Последние же, в свою очередь, не могут предложить достаточный уровень заработной платы. Поэтому, для того чтобы все-таки пополнить свой бюджет, журналисты иногда выходят в эфир других FM-станций под псевдонимами.
Возможность дополнительного заработка на музыкальной волне часто заложена в программной политике. Так, из сообщений познавательного характера (например, анонсы культурных событий), составляющих значительную часть новостного блока, журналист может извлечь для себя выгоду. Причем цена каждого сюжета (от $50) рассчитывается индивидуально и зависит от важности события и рейтинга радиостанции. В частности, упоминание об участии в концерте Y малоизвестной группы Z – одна из самых дешевых услуг, которую может оказать сотрудник службы новостей. Доступ к такой форме заработка также получают те, кто имеет налаженные контакты с людьми, заинтересованными в услугах подобного рода.
Парадокс заключается в том, что чем больше публика ценит радиожурналиста, тем, увы, сложнее ему совместить степень профессионализма с уровнем получаемого материального вознаграждения. Справедливости ради следует заметить, что вышеназванные дополнительные возможности заработка полностью соответствуют прямым профессиональным обязанностям журналиста на радио. Даже выполняя «черную» работу, он в любом случае оттачивает свое мастерство.
Но есть и более перспективный выход из сложившейся ситуации. Радиожурналистика, как и любая другая профессия разговорного жанра, формирует специалиста широкого профиля. Радио учит отличной дикции, умению работать в прямом эфире, мгновенно реагировать на ситуацию, создавать компактные, интересные новости – вмещать максимум информации в минимум слов. Все эти качества позволяют журналисту продолжить карьеру на телевидении, причем благодаря не очень загруженному графику работа там может успешно совмещаться с деятельностью на радио. А по уровню заработной платы тележурналистика значительно обгоняет вербальный способ подачи информации.
http://hh.ru/contents/publication.d...blicationId=283